Ностальгия

Здесь общаемся на свободные темы.

Модераторы: Administrator, KOSTEY, boom, suen, Модераторы, Официальный представитель

  • Сообщения
     
Аватара пользователя
Юрий56
Сообщения: 2197
Зарегистрирован: 27 дек 2011 18:06
Пол: Мужской
Зодиак:: Рак
Страна:: Россия
Имя: юрий
Мой телевизор :: SAMSUNG UE40J6200AU
Мой ресивер:: World Vision Foros Combo T2/S2/C+Ресивер HD Box S4K Combo S2/T2
Мои спутники:: Yamal 402+Express-AT1/ Express 80+ABS-2A/ Yamal 401
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 90 раз

Ностальгия

#1

Сообщение Юрий56 »

Ностальгия по СССР
Аватара пользователя
Юрий56
Сообщения: 2197
Зарегистрирован: 27 дек 2011 18:06
Пол: Мужской
Зодиак:: Рак
Страна:: Россия
Имя: юрий
Мой телевизор :: SAMSUNG UE40J6200AU
Мой ресивер:: World Vision Foros Combo T2/S2/C+Ресивер HD Box S4K Combo S2/T2
Мои спутники:: Yamal 402+Express-AT1/ Express 80+ABS-2A/ Yamal 401
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 90 раз

Ностальгия

#2

Сообщение Юрий56 »

.Магнитоплан и другие: проекты позднего СССР, до которых мир дозрел только сейчас

С развалом СССР был заброшен ряд проектов, которые в свое время считались прорывными, но в 90-е оказались «экономически нецелесообразными». Сейчас, на новом витке истории, возвращается интерес к технологиям, над которыми советские инженеры и ученые вполне успешно работали. Скажем, опять заговорили об использовании водорода в качестве топлива, экологически чистом высокоскоростном транспорте и т. п. Да и многоразовые космические корабли вместо одноразовых вновь на повестке дня - Илон Маск наступает нам на пятки. Мы упустили свой шанс и время? Или все было не зря?

КРИОГЕННОЕ ТОПЛИВО

Водород в качестве экологически чистого топлива - нынче модная тема. В СССР в 80-е уже был разработан самолет, где вместо традиционного авиационного топлива использовалось криогенное - жидкий водород.

Научные работы по конструированию ТУ-155, способного летать на криогенном топливе, начались еще в 70-е годы. Тогда же советская Академия наук разработала программу по внедрению водородной энергетики в народное хозяйство (да-да, это не нынешнее российское правительство, которое надеется в перспективе перейти с экспорта нефти на экспорт водорода, впервые придумало).

Проект был непростым - жидкий водород взрывоопасен, хранить и транспортировать его можно только при очень низких температурах (потому в авиапроме программа получила название «Холод»). Но в апреле 1988 года Ту-155 благополучно совершил первый полет на жидком водороде. Двигатель, разработанный для этого самолета в Самаре, тогда не имел мировых аналогов.
Всего Ту-155 совершил около 70 полетов: пять - на жидком водороде, остальные - на сжиженном природном газе. Отказов двигателя зафиксировано не было. Но до стадии серийной реализации проект так и не дошел - настали другие времена.

Вплоть до середины 90-х было еще несколько проектов в развитие криогенной темы, но все они зависли на стадии разработок и испытаний.

МАГНИТНАЯ ЛЕВИТАЦИЯ

Про проект Hyperloop от Илона Маска - вакуумный поезд на воздушных или магнитных подушках - все так или иначе слышали. А в СССР в 1986 году вагон, передвигающийся с помощью принципа магнитной левитации (маглев), уже благополучно ездил по опытному монорельсу в Раменском, собирая в зрители специалистов со всех концов света.

Вообще первые опыты с вагонами-капсулами, которые передвигались на электромагнитном подвесе, в России успешно были проведены еще в 1911-1913 году, профессором Томского технологического института Борисом Вайнбергом. Эксперименты свернули из-за Первой мировой войны.
МАГНИТ.jpg
Уже в СССР, примерно через полвека, эти идеи опять вспомнили. Дело даже дошло до проекта строительства в Алма-Ате первой трассы маглева - она должна была связать центр города с новыми микрорайонами на окраинах. Для этой дороги с 1979 года и стали проводить эксперименты в Раменском. К середине 80-х был создан вполне современного вида вагон-магнитоплан на 18 человек. Но проект в Алма-Ате к тому времени свернули (начали строить метро). А первую магнитно-левитационную дорогу было решено создавать в Армении. Но опять не сложилось. Произошло знаменитое катастрофическое землетрясение 1988 года - и в Армении стало не до маглева.

Государственная научно-техническая программа на 1991-2005 годов по развитию высокоскоростного экологически чистого транспорта еще включала разработку транспортных средств на магнитном подвесе. Был даже проект скоростного маглева из Москвы в Шереметьево (со скоростью 250 км/час). К 1993 году финансирование этих работ свернули.

ГИБРИД САМОЛЕТА С КОРАБЛЕМ

Экраноплан - это не судно на подводных крыльях и не совсем самолет. Хотя напоминает что-то среднее, только больше и тяжелее. Он летает на небольших высотах (обычно до 5 метров) над поверхностью воды, льда или очень ровных участков суши, может приводниться как самолет-амфибия. Скользить так низко и сохранять устойчивость тяжелым аппаратам - некоторые советские экранопланы весили более 500 тонн - позволяет эффект экрана: на малой высоте потоки воздуха между крылом и поверхностью как бы отражаются от земли и увеличивают подъемную силу крыла, образуется что-то вроде воздушной подушки.

Эффект этот известен еще с 20-х годов прошлого века. А в СССР на его основе с 60-х по 80-е годы были созданы уникальные аппараты, разработка которых связана с именем Ростислава Алексеева, «отца» судов на подводных крыльях - «Ракеты», «Метеора» и т. п. Гений-разработчик решил пойти дальше - заставить корабли летать в буквальном смысле этого слова.
РАКЕТА.jpg
Первый экспериментальный советский экраноплан КМ появился еще в 60-е, его испытания велись с 1966 года. За рубежом непонятный огромный самолет-корабль (размах крыла почти 38 метров, длина 92 метра, взлетная масса 544 тонны, скорость передвижения - 500 км/час) с перепугу прозвали «Каспийский монстр» (эксперименты проходили на Каспийском море). Следующая модель - «Орленок» - была принята на вооружение в ВМФ для переброски морского десанта. Плюсы экраноплана - большая грузоподъемность, незаметность для радаров (слишком низко летит) и при этом скорость, не сравнимая с той, что могут развивать самые быстрые корабли.

В память о той эпохе остался «Лунь», ракетный экраноплан, созданный уже в последние советские годы. На тот момент аппарат со взлетной массой в 380 тонн, способный скользить в 2,5-3 метрах над водой со скоростью до 500 км/час, считался совершенно уникальной разработкой. Но когда от испытаний «Луня» пришла пора перейти к делу, наступили 90-е...По счастью, последний экраноплан удалось спасти. В 2020 году его перевезли в парк «Патриот» в Дербенте, где корабль-самолет сразу превратился в одну из главных достопримечательностей.

МНОГОРАЗОВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК

Про этот проект знают даже дети. Он был реализован. Наш советский шаттл - многоразовый корабль «Буран» - слетал в космос и благополучно приземлился.

Полет прошел полностью в автоматическом режиме. Это считается плюсом «Бурана» - наш вариант шаттла, в отличие от американского, позволял не рисковать жизнями экипажа. Бортовая система сама выбрала неожиданную траекторию приземления, с поправкой на сильный ветер. Это был успех.
БУРАН.jpg
БУРАН.jpg (13.46 КБ) 421 просмотр
БУРАН.jpg
БУРАН.jpg (13.46 КБ) 421 просмотр
Первый полет стал и последним. Самый дорогостоящий проект позднего СССР, который многие считают вершиной советской технической мысли, в итоге оказался не нужным. «Буран» полетел в 1988 году, уже вскоре и «догнать и перегнать Америку», и гонка вооружений перестали быть актуальными. А с чисто практической точки зрения наш многоразовый корабль оказался слишком дорогим в эксплуатации: дешевле было продолжать запускать одноразовые «Союзы».

Но сейчас в космос уже летают «Драконы» от компании Илона Маска, а отечественный многоразовый космический корабль нового поколения («Орел», прежнее название «Федерация») пока разрабатывается.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Что из этого наследия мы можем использовать сейчас?

Роман Тишкин, генеральный директор «Конструкторского бюро специальной техники»

- Основываясь на собственном опыте - более 10 лет работы в ракетно-космической и оборонной промышленности - могу сказать: использовать старый задел можно только на уровне идей. Программное обеспечение сейчас другое, электронику надо менять, менять принципиальные схемы работы различных узлов и агрегатов. Кроме того, как сказал один мудрый человек - из «того», советского, времени - «головы решают, а не коды», а большинство разработчиков указанных вами удивительных (не побоюсь этого слова) систем уже нас покинули. Но достижения производства и науки позднего СССР могут служить ориентирами, средствами вдохновения. И источником большого количества инженерных идей.
Аватара пользователя
Юрий56
Сообщения: 2197
Зарегистрирован: 27 дек 2011 18:06
Пол: Мужской
Зодиак:: Рак
Страна:: Россия
Имя: юрий
Мой телевизор :: SAMSUNG UE40J6200AU
Мой ресивер:: World Vision Foros Combo T2/S2/C+Ресивер HD Box S4K Combo S2/T2
Мои спутники:: Yamal 402+Express-AT1/ Express 80+ABS-2A/ Yamal 401
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 90 раз

Ностальгия

#3

Сообщение Юрий56 »

Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»


«Рубин», конечно, не первый советский телеаппарат. Но это была самая новаторская из наших марок. Наверное, потому, что завод был столичный.

Телевизор в советской семье являлся радостью и проклятием одновременно. Он был дорог, капризен, бесконечно ломался, устраивал пожары, зачастую еле-еле ловил сигнал, да и самих телеканалов насчитывалось мало, и они были крайне унылые.

Зато это был Т-Е-Л-Е-В-И-З-О-Р! А если еще и цветной…
Фото №1 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
Самый распространенный цветной телевизор в СССР — «Рубин-714». Продано 1 миллион 443 тысячи штук


Как ни странно, но марок и моделей телевизоров в СССР было куда больше, чем телеканалов. Самая популярная марка, с которой обычно и ассоциируется советский телевизор, — это московский «Рубин», а также «Рекорд», который производили в Воронеже, Александрове и Баку.

Первым серийным «Рубином» суждено было стать модели с номером 102. Здесь можно посмотреть ее характеристики подробнее, мы же остановимся на самых главных. Выпуск первобытных «Рубинов» был налажен в 1957 году, то есть еще при Хрущеве. В «хрущевки» их и ставили счастливые покупатели.

Интересно, что черно-белый «Рубин-102» по совместительству мог работать и как радиоприемник — опция, которую в большинстве телевизоров впоследствии отменили. Он был красив для своего времени, массивен (размер экрана 27x36 см), а также, как все ламповые аппараты, сильно грелся и изрядно весил — более 35 кг. Это был первый в СССР серийный аппарат с по-настоящему большим кинескопом 43ЛК2Б — цифра 43 означает размер диагонали в сантиметрах.

Некоторые домашние умельцы вставляли такие кинескопы в старые телевизоры «КВН», в советских журналах даже печатали инструкции, как провернуть подобный фокус.
Фото №2 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-102»


Его потомок «Рубин-201» (1958 год) выглядит как диковинный ретрофутуристический зверь. Ему не нужна была тумбочка, так как кинескоп располагался над большой встроенной акустической системой. И у него был пульт дистанционного управления! Примитивный, правда, на проводе длиной 7 метров.
Фото №3 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-201»

В 1964 году появился самый настоящий красавец — «Рубин-106». Он и сейчас смотрится чудесно. Еще чудеснее он смотрелся, когда его ставили не на тумбочку или в «стенку» (стенка — это мебель, а не стена), а на тонкие ножки. Диагональ 59 см. Стоил он 420 рублей — не бешеные, но изрядные деньги.

Так как телеканалов в СССР было кот наплакал — три, максимум четыре, а во многих регионах и вовсе один, то у советских телевизоров были очень примитивные переключатели программ, максимум на 12 позиций. Такие крутилки требовали приложения изрядных усилий при переключении канала, а потому часто ломались. После чего ручка выбрасывалась на свалку, а вся семья переключала каналы плоскогубцами.
Фото №4 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-106»
Фото №5 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
Вариация «Рубин-106» с совсем минималистичным оформлением передней панели и очень хрупким переключателем каналов (на снимке он уже сломан)

В 1968 году со стапелей сошел «Рубин-203Д», буква «Д» означала «дециметровый». Такой телевизор мог ловить сигнал в дециметровом диапазоне, а не только в более распространенном метровом. Правда, дециметровое вещание в СССР оставалось экзотикой и мало кого интересовало. Так что модель особым спросом не пользовалась.

В остальном же это был типовой черно-белый аппарат своей эпохи. Симпатичный.

Фото №6 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-203Д»

Переломный момент произошел в 1967 году, когда в Москве началось производство первых серийных цветных телевизоров для граждан СССР. Они получили название «Рубин-401».

Электронная схема цветного аппарата было многократно сложнее черно-белого, но собирался он все еще традиционным методом — на лампах, которых в схеме насчитывалась более двадцати. Неудивительно, что «Рубин-401» весил 65 кг! В одиночку такой аппарат нельзя было не то что куда-то перенести, но даже передвинуть в другой угол комнаты.
Фото №7 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-401»

В 1976 году «Рубин» выдал свой «магнум опус» — «Рубин-714», аппарат, производство которого не останавливалось десять лет. Это был самый продаваемый цветной телевизор Советского Союза.

Опишем его подробнее, чтобы было ясно, с чем приходилось иметь дело советскому телезрителю. Сразу говорим: это был очень дорогой прибор, стоил 680-715 целковых, так что его можно было встретить далеко не в каждом доме. По правде говоря, даже в конце 80-х во многих семьях, особенно в селах, можно было видеть лишь черно-белые аппараты.

С другой стороны, хоть цена и высока, но аппарат покупался почти на всю жизнь… ну, на полжизни точно. Правда, секрет долголетия вовсе не в качестве сборки, ведь советская сборка была ужасной, а в том, что технику постоянно чинили и латали. Кто-то своими силами, пользуясь принципиальной схемой (она прилагалась к инструкции), но большинство вызывало на дом мастера. В ремонт везти его было нереально — 60 кг!

Часть этих «Рубинов-714» шла на экспорт, и ОТК всегда более строго контролировал качество комплектующих и сборки для экспортных партий.

Поставлялся без пульта дистанционного управления. Размер экрана — 362х482 мм. Диагональ в 61 см для того времени была прорывом и мечтой каждого.
Фото №8 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин-714»

Буквально через год появился еще более продвинутый аппарат — «Рубин Ц-201». Это был первый советский телевизор, собранный без применения вакуумных лам, только на транзисторах и чипах. Такой прогресс позволил снизить массу на 10 кг. А еще у 201-го «Рубина» были сенсорные кнопки — просто шик для того времени. И светящиеся индикаторы.

И все же более массовым стал его преемник — «Рубин Ц-202», очень похожий внешне, только более современный по части начинки. В магазинах за него просили 775 рублей! Полугодовой заработок советского служащего.
Фото №9 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин Ц-201»

В 1984 году в магазинах появился и вовсе громадный «Рубин Ц-266Д» с диагональю экрана 67 сантиметров. Советский колосс.
Инженерами он наверняка задумывался как современный и стильный. Однако убогие отделочные материалы и советский конвейер превращали его в довольно жутковатый аппарат с обаянием трактора. Весил этот «Рубин» сравнительно мало — 39 кг, да и электроэнергию уже не жрал за обе щеки, как его предшественники.
Фото №10 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин Ц-266Д»

Последним советским «Рубином» стала модель «Рубин 61ТЦ-403». Выглядел он для той эпохи — на дворе был 1991 год — страшно отсталым. Зато к нему уже можно было без декодера подключать импортные видеомагнитофоны. Ведь старые советские аппараты все до единого были заточены под французско-советский телестандарт SECAM, а большинство видеозаписей к нам попадало в кодировке PAL, иногда NTSC, что порождало изрядную сумятицу и необходимость покупки декодера за 150-250 рублей.
Так что у этого угловатого «Рубина» была своя целевая аудитория.
Фото №11 - Эволюция телевизоров СССР на примере марки «Рубин»
Изображение
«Рубин 61ТЦ-403»

После распада СССР завод «Рубин» продолжал какое-то время выпуск профильной телетехники. Бренд Rubin существует по сей день, только сам завод давно не при делах: на его территории вот уже много лет обосновался известный всем рынок «Горбушкин двор».
Ответить

Вернуться в «Комната отдыха»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость